Если вы оказались на этой страничке, значит, история происхождения бисера  вас интересует.

     

    И с чего же она начиналась, эта самая история бисера?

    Это очень давняя и загадочная история, и начиналась она около 4-го тысячелетия до нашей! эры.

    Подумать только, как давно это было. Но сначала получилось стекло.

    Да-да, начнем со стекла, без него бы бисеринка не получилась.

    Существует легенда, что финикийские купцы, возвращаясь из Африки на корабле, груженном содой, причалили в Сирии, с целью заночевать на песчаном берегу. А заодно поужинать, согреться возле костра. Но не на что было поставить горшок над огнем. Не оказалось на берегу подходящего размера булыжников. Однако предприимчивые купцы не растерялись и очень быстро решили проблему, используя, вместо булыжников крупные куски селитры (соединение натрия), притащив их с корабля. Утром, проснувшись и собираясь на корабль, они вдруг заметили слиток, необыкновенно поблескивающий в лучах утреннего солнца. Слиток не мог не привлечь к себе внимания, и они им заинтересовались. Он был твердым, как камень и прозрачным как вода. К тому же он сверкал и переливался. С этого все и началось. Люди изобрели, сами того не ведая, стекло. А финикийские торговцы, в последствие начали бойкую торговлю в разных странах изделиями из стекла.

     

    Эту легенду записал римский историк, живший в I м веке нашей эры Гай Плиний Старший.

    А существует другая версия, что родиной стекла был все же Древний Египет, веским аргументом данного утверждения является тот факт, что в гробницах, которые относятся к IV веку до нашей эры, находят посуду, бусы, амулеты из стекла.

    И не менее убедительным звучит тот факт, что самая древняя бусинка диаметром в 9мм зеленоватого стекла была найдена недалеко от древних Фив.

    Ну, ничего себе сроки, скажете вы. И это тогда еще  все началось? Так давно это было?

    Наверное, трудно себе представить, что такая маленькая бусинка, называемая бисером, имеет такую древнюю историю. И докатилась она, эта бисеринка, до XXI го века, и не потерялась, наоборот, до  сих пор актуальна, интересна, не забываема и любима многими из нас.

    Наверное, не найдется дома, где не водились бы различные предметы, украшения, просто меленькие какие-то безделицы в виде сувенирчика, например, изготовленные с использованием бисера.

    Чем же так замечательна, она эта бисеринка, почему благополучно перекатывается из века в век, за что ее полюбили, чем она так ценна? Многогранностью. Неограниченными возможностями ее использования. Завораживающей красотой в любом ее качестве. Кроме того, многие народности считали изделия,  изготовленные из бисера оберегом, амулетом. И в этом есть своя доля истины. Потому как изделия из бисера, изготавливаемые ручным способом, заряжаются положительной энергетикой от рук мастериц, их изготавливающих. Бисером украшали себя в Древнем Египте, Индии, до сих пор украшают одежду народы Ближнего и дальнего Востока, Африки, Индии, Американского континента, островов Тихого океана, Европы и Азии. Впечатляющая география, не правда ли?

    А почему ее зовут именно бисеринкой?

    Есть гипотеза, что название бисер имеет свое происхождение от арабского слова «бусра» или «бусер», что в переводе означает фальшивый жемчуг. В дальнейшем название претерпело изменение, и появилась бусинка-бисеринка. Однако изделия из бисера в разных странах зовутся по-разному, например:

    В Индии -хар, в Эфиопии-чале, на Кубе- кояр, в Анголе –миссанга, в Болгарии, Румынии, Молдове- гардан, згарды, в Литве – кароляй, в Узбекистане – зебигардан, в Белоруссии – пляценки и горлячки , в России – ожерелья, цепочки, гайтаны… вплоть до «фенечек».

    Хорошо, с названиями  разобрались, с чего все началось, тоже понятно. Что было дальше?

    А дальше, Египет завоевали римляне, и производство стекла и бисера быстро распространилось в Римской империи. Первоначально бисер изготавливался из вязкой стекломассы, путем вытягивания металлическим прутиком нити, которую обвивали вокруг стержня из меди, диаметр которого соответствовал диаметру бусинки. Далее стержень убирали, а бусинка подвергалась дальнейшей, ручной обработке. Таким же способом получали и трубочку. Потом ее разрезали на кусочки нужной длины. В конце V века нашей эры, после раскола Римской империи,  центр стеклоделия перемещается в Византию, а затем, в Х веке в Венецию. Причиной тому, послужил тот факт, что Константинополь был взят турецкими войсками, и Византия перестала существовать. Большинство мастеров по изготовлению стекла предпочли поселиться именно в Венеции. Этот факт послужил причиной необычайного расцвета в изготовлении стекла и бисера в том числе.

    Но стекольное производство связано с огнем и в мастерских зачастую вспыхивали пожары, поэтому в 1221 году, был издан указ, и все мастерские были перенесены на остров Мурано. Этот остров в течение долгих лет был единственным городом изготовления бисера в Европе.

    В те времена Венецианская республика тщательно хранит секреты производства бисера, который можно было обменять на золото, шелка и пряности в других государствах.

    Маленькая бисеринка завоевывает мир. Венеция процветает.

    Что было потом?

    Конечно, в  мире  не сидели, сложа руки. Конечно, искали секрет изготовления бисера. Пытались его разгадать. И в XIV веке нашей эры в Богемии (Южная Чехия) был изобретен собственный способ изготовления бисера. Он отличался от венецианского тем, что вместо соды использовали  древесную золу, (отсюда его название – «лесное» стекло). Стекло было более тугоплавким, зато его можно было гранить, что усиливало игру света.

    До конца XVII века Венеции удавалось сохранять монополию на производство бисера и стекла.

    А в конце  XVII и начале XVIII века уже богемский бисер находится на пике популярности.

    В результате конкуренции между Венецией и Чехией в выигрыше оказалась все та же бисеринка. Бисер становился все более разнообразным по цвету, размеру и форме.

    Появился металлический бисер: медный позолоченный стальной.

    Во второй половине XVIII века появились машины, для вытягивания трубок из стекла, что позволило ускорить и удешевить производство бисера.

    С давних времен стеклоделие было известно и на территории Древней  Руси, это подтверждается археологическими находками. Большое количество стеклянных поделок и бус IX-XIII веков найдено при раскопках в Киеве, Новгороде, Чернигове, Старой Ладоге и ряде других центров. Найденные мелкие бусы, напоминающие бисер разнообразной цветовой гаммы вполне могли быть местного производства, об этом свидетельствуют раскопки   мастерских по производству стекла с остатками сырья, полуфабрикатов, различных поделок, в том числе и бус. Однако период татаро-монгольского нашествия надолго  прервал производство стекла и только, в XVI веке началось его возрождение.

    Первая попытка создать производство бисера в России относится к концу XVII века.

    В 1670-1680 годах в дворцовом селе Измайлово при содействии венецианских мастеров была организована мастерская по его изготовлению. Однако массовый выпуск отечественного бисера все же не удалось наладить. Завод просуществовал до 1706 года.

    По этой причине бисер продолжали ввозить из-за границы. Основными поставщиками бисера в ту пору были Венеция, Германия, Чехия. Закупки бисера постоянно росли.

    Если в 1748 году только через Санкт-Петербургский порт, в страну было ввезено 472 пуда бисера, то спустя четыре года уже 2126 пудов. Однако даже этого количества не хватало перекрыть дефицит бисера. Поэтому М.В.Ломоносов, в совершенстве владевший техникой изготовления смальты – цветного не прозрачного стекла, применяемого для мозаичных панно, решил расширить в России еще одно направление – изготовление бисера.

    Фабрика была организована в 1754году в Усть–Рудице под Ораниенбаумом. Спустя год, появилась первая продукция. Производство задерживало отсутствие квалифицированной рабочей силы. В 1765 году после смерти Ломоносова, фабрика была закрыта.

    Печальная история, и что же, на этом все закончилось?

    Нет, почему же? Закрыть производство пришлось, но любить бисер в России не перестали.

    Взгляните - это  экспозиции женских головных уборов из музея г. Ярославль.

                                

Вышивка самоцветами, жемчугом и бисером.

    Но бисер использовался тогда не только для изготовления женских украшений, например в некоторых покоях Московского Кремля, стены  обмазывали клеем и посыпали стеклярусом. В 1689 году в комнате царицы Натальи Кирилловны обивают полотном, грунтуют мелом и посыпают стеклярусом.

     

    А вторую половину  XVIII до середины XIX  можно смело назвать «Золотым веком бисера» в России.

    Увлечение бисером охватило все слои общества:

    Крестьянки и горожанки расшивали миниатюрными бусинками и стеклярусом свои праздничные наряды.

   

                           Комплект с сарафаном                         Рубаха девичья                       Комплект женской одежды

    А также продолжают  украшать себя головными уборами разнообразными по виду и форме.       

    Фото  представленных репродукций  середины XIX века яркий тому пример.

    Но не только крестьянки с горожанками увлекались бисером.

    Монахини в монастырях широко применяли бисер для украшения одежды священнослужителей. А также  для вышивки окладов и риз икон, для плетения четок и других культовых предметов.         

    Бисерное рукоделие пришлось по вкусу и женщинам из привилегированных сословий.

    Светские дамы  и почтенные купчихи вышивали панно и картины.

    Особенное место отводилось всяким разным изящным вещам, изготавливаемым как для себя, так и в подарок.

Перочистка, чернильница                      Стакан в бисерном чехле                 Ломберные щеточки и чехлы

Карандаш. 1820-1840-е гг.                         Середина XIX века.                         на  мел. Начало XIX века.    

     

Бисерная сумочка                              Бисерные  кошельки                            Бисерные кошельки

1830-1840-е гг.                                            XIX век                                            1820-1830-е гг.

    Крепостные мастерицы украшали вышивками диванные подушки, каминные экраны, ширмы, шкафчики, секретеры, и прочие предметы интерьера, предназначенные для украшений господских домов. Из бисера делались чехлы для зонтиков, пояса, обложки для книг и альбомов, ящички для перстней, пасхальные яйца. Бисером оплетали чернильницы, подсвечники, лотки под флаконы.   

    Я разместила, лишь малую частицу изображений того, что производилось и сохранилось до нынешних времен.

    Великолепные коллекции изделий изготовленных с использованием бисера, хранятся в музеях Москвы и Санкт-Петербурга. В одном только Государственном историческом музее собрано около 2000 экспонатов.

    А что происходит сейчас? «Золотой век» русского бисера уже далеко позади.

    Бисерное искусство вновь популярно, причем в самых разнообразных формах, особенно наглядно это продемонстрировала выставка-конкурс «Бисер в интерьере», проводившаяся с октября 1999 года по июнь 2000 года на ВВЦ в Павильоне культуры г. Москва. На выставке были представлены великолепные работы современных мастериц бисерного дизайна, исполненные с необыкновенным тончайшим вкусом и изяществом.

    Смотрите сами:

Пасхальное яйцо«Сарданна».                           Подсвечник                                Комплект «Берендеюшко»

А.Федорова (Якутия)                           И.Арефьева (Москва).                          Н.Тати (Смоленск).

 

 

Комплект «Ярославна»                                    Шкатулка                                 Сумочка «Уходящее лето»

Е.Ганич (Смоленск).                            Г.Пчелкина (Москва).                          Е.Бейсембаева (Москва)

 

 

               Святая мученица «Вера»               Казанская икона Божьей матери      Святой великомученик Георгий Победоносец

Т.Резванова «Москва»                          Т.Резванова «Москва»                            Т. езванова «Москва»

 

 

Полевые цветы                                       Голова Будды                                  Царица Нефертити

Е.Милюкова                                          Б.Мельников                                         Б.Мельников

    Итак, бисерные традиции возрождаются,  сохраняются, и развиваются.

    Талантливые умельцы сочетают бисер с различными другими материалами, придумывая все новые и новые техники, формы, образы.

    И маленькая чудо бусинка-бисеринка продолжает катиться через века, хорошея и молодея с каждым новым днем.

    Историю бисера я писала, собирая материал по крупицам, в том числе используя материалы коллег:

    А.Полянской, Л.Божко, М.Ляукиной, Е.Сколотневой, Л.Якимовской, А.Свиридовой, В.Шишановой, Е.Артамоновой,

    Т.Канурской, Л.Маркман, Э.Тимченко, М.Ануфриевой, Е.Виноградовой.

    Мне этот материал очень помог рассказать ее вам, дорогие читатели, по возможности подробно и интересно.

    Обращаюсь к ним с благодарностью и пожеланиями дальнейших творческих успехов.

    Фотографии современных бисерных работ взяты мною из Каталога выставки изделий из бисера, проходившей  с октября 1999 года по июнь 2000 года.

    В этом каталоге представлено 128  фотографий различных, интересных работ, я показала вам только малую часть этой коллекции.

 

Надеюсь, вам было не скучно на этой страничке моего сайта.

 

С уважением -

 

Член Творческого Союза Художников России, МОООСХ,

INTERNATIONAL FEDERATION OF ARTISTS

Президент Международной  Ассоциации Дизайнеров "Арт - бисер"

 

 

 

 

BE

Copyright © 2005-2013 www.beads-exclusion.ru All rights reserved   /   Web Designer Walentino Ronil*

 

 
ProtoPlex TOP-100: борьба лидеров!